Исследователи до сих пор спорят по поводу происхождения слова «семья», что лишний раз доказывает его особое значение. Согласно одной из главных версий в основе лежит древнеславянское «сѣмь», переводимое обычно как «домочадец». Изначально у этого термина существовали также дополнительные значения: «слуга», «челядин», «работник».
Аналогичный корень встречается в других языках, отпочковавшихся от единой индоевропейской основы. У разных народов он может обозначать супругов, некое сообщество личностей, объединенных общими интересами, отдельное поселение, землю, родину. У древних русичей понятие «семья» и «домашний очаг», «подворье» были синонимами.
Лингвистика как отражение истории
С течением веков значение слова «семья» трансформировалось в языке наших предков . Долгое время это понятие оставалось наследием родоплеменной системы, пришедшей на смену первобытному обществу. В основе лежали кровные узы, объединявшие всех членов рода, и брачные союзы, благодаря которым отдельные группы сливались в племена. Такой подход был необходим для выживания — он давал возможность быстро мобилизоваться для противодействия любой внешней угрозе.
Постепенно условия жизни менялись, позволяя успешно существовать мелким группам людей. Начиная с X-XII веков понятие «семья» начало распространялось на тех, кто постоянно жил под одной крышей — независимо от наличия и степени родства. Такая общность включала в себя наемных слуг, холопов, вольных и рабов, составляющих вместе с хозяевами некую обособленную «ячейку». Она автоматически противопоставлялась «чужакам» — пришлым людям, роль которых считались менее значимой.
Поскольку выживание семьи по-прежнему напрямую зависело от сплоченности домочадцев, их преданности общим интересам, такой подход имел сугубо практическое значение: Он просуществовал несколько столетий, доказательством этому служат древние рукописи, в том числе — хорошо изученные лингвистами новгородские грамоты XV века.
Чем дальше от истоков — тем уже и конкретнее становилось понятие «семья». Постепенно оно снова начало ассоциироваться с близким родством — «семенем», из которого произрастало генеалогическое древо. Узы между домочадцами считались крепкими, нерасторжимыми, об этом свидетельствуют народные поговорки. Например, про то, что «кровь — не водица». Или про «голос крови», который может подсказывать самые правильные решения.
В наши дни понятие «семья» существует в двух вариантах. Первое подразумевает только домочадцев (супругов, родителей, детей), проживающих постоянно под одной крышей. В более широком смысле оно же обозначает всех родственников, с которыми поддерживаются близкие отношения. В этом случае в центре находится пара, состоящая в браке. Сам же семейный круг включает в себя двоюродных-троюродных братьев и сестер, тетушек и дядюшек, внучатых племянников , а в ряде случаев — и крестных. Причем, по линии каждого из супругов.
Российская семья — эволюция отношений
В российской истории всегда превозносилась роль семьи. Патриархальный уклад ставил во главу этой общности старшего кровного родственника по мужской линии, которому подчинялись «нижестоящие», включая детей и женщин любого возраста. Однако такой подход при всей своей авторитарности не исключал взаимного уважения, учета интересов всех домочадцев. Патриархальные отношения строились на почитании старших и преемственности в вопросах воспитания молодого поколения.
Уже в XVII веке встречается упоминание «малой» и «большой» семьи. Первая, состоящая из двух супругов и рожденных парой детей, могла существовать автономно или входить в состав объединенной общности. Чаще всего это зависело от материального положения и социального статуса: крестьянские семьи всегда держались вместе, были крупнее, чем у людей купеческого или дворянского сословия.
Резкая трансформация семейных отношений в России произошла после революции 1917 года. Именно тогда было провозглашено равноправие супругов, а церковное венчание заменено светской регистрацией. Многие кровные узы оказались разорваны, семьи стали преимущественно «малыми», состоящими только из родителей и детей.
В последующем (особенно после Великой Отечественной войны) этот институт развивался под неусыпным государственным контролем. Сегодня повышенное внимание снова уделяется демографической политике. Правда, уровень рождаемости регулируется не путем наказаний и табу, как в середине прошлого века (налог на бездетность, запрещение абортов), а с помощью системы поощрений для многодетных пар.
Семейные отношения и личность ребенка
Одно из популярных течений современной философии отказывается признавать бездетные союзы семьями — для их обозначения предлагается использовать термин «супружеская пара». Исследователи приходят к выводу: настоящие семейные отношения начинаются там, где появляется ответственность родителей за новое поколение. Именно такой подход обеспечивает гармоничное развитие и само существование цивилизации хомо сапиенс.
Семейное воспитание — основа основ, только благодаря ему формируется личность человека. Помимо репродуктивной функции первичная «ячейка» отвечает за обеспечение разнообразных потребностей и социализацию подрастающих членов общества. Именно в семье ребенок получает представление о главных жизненных ценностях, учится расставлять приоритеты, правильно выстраивать отношения с другими людьми.
Показательно, что ничего нового и революционного в таком современном подходе нет. Еще античный мыслитель Платон доказывал в своих трудах: причины несовершенства отдельного человека, его асоциального поведения надо искать в семье! Излишнее баловство и полное равнодушие одинаково порождают пороки — эгоизм, жестокость, чрезмерное корыстолюбие. Важно, что личный пример родителей всегда оказывается весомее любых убеждений и нотаций — ребенок во взрослой жизни неизбежно копирует модель поведения, которая была принята в его семье.